История одной болезни (как я ремонтировал виолончель). Продолжение

(Начало: часть 1)

Перечитывая первую часть, заметил необходимость пояснить изрядную расплывчатость сроков. Изначально договорились с заказчиком, что дело не срочное, а как у меня будет со временем. Делал инструмент, «вырывая» по несколько минут в день: плотный график в компьютерной академии, плюс маленький ребенок, плюс двое побольше. Ну, и давно не работал руками, привык головой. Работа, к тому же, тонкая: одно неверное движение, и инструмент погублен. Наверное, заметили, что я больше пишу о том, как думал, планировал, принимал решения, чем о том, как делал. Так оно и было. Когда знаешь, как это сделать, осуществить задуманное недолго и не сложно. Когда в голове есть план, который ты прокрутил несколько раз в своем воображении и так, и эдак, творческая часть практически завершена. Для меня это – самое интересное и сложное. Повторить руками – просто реагировать на складывающуюся ситуацию и выбирать из заранее продуманных вариантов. Иногда тоже бывает интересно, когда все идет не так… 😉
В самом начале решил прикупить струбцин. До сих пор, ремонтируя гитары, я обходился без них! Когда-то, работая макетчиком, пользовался, при необходимости, струбцинами в мастерской. Когда ушел оттуда, было не до струбцин. Грузики, веревка, брусочки, карандаши, реечки, мозг — вот мои средства. С виолончелью такой номер не пройдет… Можно было бы изобрести что-то, но время и качество работы я оценил выше 300 гривен, которые потратил на струбцины. Обдумав все детали склейки-сборки, решил, что десятка хватит. Увлекся. Купил 12. И не пожалел. Пригодились при сборке «кузова». Можно было бы и еще парочку: очень уж непослушной оказалась обечайка и какими-то гибкими – деки.
Порядок сборки определил такой: вклеиваю в обечайку гриф, сошлифовываю выступающий конец пятки (об этом писал выше, см. первую часть), выравнивая стыковочную с задней декой плоскость, после чего приклеиваю деки. Фото обечайки с грифом упустил из виду, да там смотреть, особо, не на что. То же, что и было до разборки ;), что можете посмотреть на рис.22, только в месте, обведенном зеленым кружочком, вычищено, ну, и, конечно же, по торцу обечайки и нижнего клеца почищено.

Обечайка с грифом
Рис.22 Обечайка с грифом

Пропил под пятку грифа в клеце конусный в двух направлениях: поперек грифа, вдоль пятки; и вдоль грифа, расширяющийся вглубь, в сторону головки грифа (см. рис. 23).

Конусность клеца
Рис.23 Конусность клеца

По идее, пятка должна иметь ту же конусность, но вторая конусность у клеца была побольше, так что на поверхности собранной пары все было красиво, а в глубине оставался воздух. Я решил его заполнить. Перед склейкой замазал бока пропила смесью мелкой буковой стружки с клеем, и сразу же посадил на клей пятку грифа, чтоб излишняя замазка выдавилась.
После высыхания нужно было снять выступающие 1-1.5мм пятки. Пришлось повоевать, примеряя это место к пятачку на задней деке: плоскость он потерял, — может слегка от времени, под напряжением отогнулся, а больше, в процессе предыдущего ремонта его, по-моему срезали или сточили. Так что использовал не только наждачку, наклеенную на доску, которой удобно было бы сделать плоскость, но и напильник, чтобы повторить на пятке как можно ближе неровность пятачка деки. Примерка, оценка, напильник. Несколько вечеров повтор этого цикла.
Когда меня результат удовлетворил, в трепете начал готовиться морально к окончательной сборке. Детали продумал давно, момент долгожданный, — близко избавление от докучавшей всем домашним громоздкой красавицы и пыли, — но и очень ответственный. Склеить деки с обечайкой, которая имеет свою жесткость, да так, чтобы попасть с равномерным отступом от края по всем изгибам, причем для обеих, — верхней и нижней, — дек, — задачка не из простых! А еще нужно, чтобы гриф «стрелял» в нижний порожек, чтобы потом струны хорошо пролегали над ним!
Долго продумывая операцию, прогнозируя всевозможные варианты, решил клеить не по одной, а обе деки сразу: так мне показалось легче направить обечайку. Если приклеить одну деку, а потом лепить это ко второй, то обечайка с приклеенной декой – уже довольно жесткая и непослушная конструкция, причем закрытая для доступа изнутри. Пока деки на клею, можно «вытолкать» запавшие места, воздействуя на соседние участки. Времени, конечно, очень мало: клей впитывается в дерево, высыхает, подвижность склеиваемых поверхностей быстро теряется. Потом сдвинуть можно, но место останется не склеенным как положено.
Как происходила окончательная сборка, нужно было бы снимать фильм. Но я был по уши занят склейкой и выравниванием, руки были в клею, а кто бы еще снимал? Так и останется этот процесс моей маленькой тайной, профессиональным секретом… 😉 Разве что можете посмотреть на «пациента» с «наложенными швами» (рис. 24).  Скажу только, что пришлось и понервничать, и поругаться, и помолиться, и поторопиться, и переделывать в некоторых местах, освежая нанесенный клей. И поцелиться… И это при том, что провел предварительно парочку «сухих» репетиций. Пожалел, что мало струбцин купил. :)) Пришлось дополнительно использовать старые методы: веревку (мой добрый, проверенный, надежный помощник), брусочки, реечки. Учтите, что нужно было не повредить лакированную поверхность, а у струбцин есть нешлифованные металлические поверхности. Нужно было подкладывать смягчалки. Плюс контролировать силу сжатия: для склейки и чтобы не сползало, нужно бы посильнее, а чтоб не потрескалась еловая верхняя дека и не облущился хрупкий канифольный лак – очень осторожно.

Виолончель склеивается
Рис.24 Виолончель склеивается

Сразу вклеил и нижний порожек, чтоб потом не выскребать потеки клея под него… Это был самый послушный «орган» ;). Дать направление грифу и в некоторых местах обечайке – вот это требовало колоссального терпения и усилий. Особенно, если учесть, что дерево старое, разные породы усохлись по-разному, плюс очистка-шлифвка, — размеры не те, что у новых деталей. Но зато какое счастье и облегчение, когда осознаешь: все, собрано, ты это сделал!
Через сутки «швы» можно снимать, но я подержал пару дней для гарантированной полимеризации клея.

Склеенная и затонированная верхняя дека
Рис.25 Склеенная и затонированная верхняя дека

 

До сих пор я не нагружал вас информацией, которую носил в себе все время ремонта: осталась еще душка, — рейка круглого сечения, которая передает вибрацию от верхней деки к нижней. Ее вставляют между деками без клея, под распор, держится за счет сил трения. Были мысли приклеить ее до сборки к одной из дек, но как попасть положение и угол, чтоб после сборки она была на месте и с нужным усилием упиралась в противоположную деку? Не вырывала, проламывала, и доставала, упираясь?
Оставил душку на потом. Она проходила через круглую прорезь форты, ее можно было чем-то направить внутри, подтолкнуть через форту. Проволокой поставить ее у меня не получилось. Медной, мягкой. Потолще, пожестче – можно отломить дерево вокруг форты. Да и проблема основная: если замотать проволокой душку так, чтоб она не выпадала из петли, то после установки проволоку не снимешь. А если не заматывать, то душка выпадает, ее не подведешь к нужному месту и не потянешь! Почти пожалел, что не вклеил до сборки. Но решение нашел! Спасла трубочка для сока, капроновый шпагат и нейроны головного мозга. Через трубочку протянул петлю шпагата (рис.26), зажал в петле душку, потянув за шпагат с другой стороны трубочки. Душка в мертвой хватке петли. И в то же время конструкция гибкая, тонкая и мягкая — безопасная для деки.

Приспособление для вставки душки
Рис.26 Приспособление для вставки душки

 

Проволокой подержал душку, подвел к нужному месту внутри кузова, трубочкой подтянул хорошенько (к обечайке просвет между деками сужается, душка распирает деки и не выпадает за счет трения торцов о дерево дек), затем ослабил петлю и вынул шпагат за один конец из трубочки. Уф-ф-ф! Камень с плеч! Можно отдавать долгожданную виолончель заказчице!
На всякий случай, — она переживала, найдет ли сейчас где-то новую, — склеил старую подставку (рис.27-28)

Подставка на лечении
Рис.27 Подставка на лечении

Пригодилась палочка от мороженного. Когда-то удивлялся расточительности производителя, нанизывавшего мороженное на буковую, причем широкую, палочку. А вот пригодилось :). Пошел за мороженным, достал продавца, допытываясь, в каком палочка из твердого дерева… Как будто продавец мороженного (женщина) знает, что дерево бывает мягким… 😉 Купил из дорогих, пощупав палочку через упаковку. 🙂

Подставка с приклеенной ножкой
Рис.28 Подставка с приклеенной ножкой

О верхнем порожке, установке струн и регулировке подставки мне писать скучно, и кажется, не стоит.
О! Чуть не забыл! Снятие выступившего наружу клея и подкраска трещин. Казалось, отретушировать поверхность склеенной деки будет не сложно. Но, начав подбирать краску, понял, что дело это тонкое. Смешать художественную масляную краску коричневого, красного, черного цветов в нужном соотношении требовало усердия и внимательности. Зрение у меня от компьютеров к тому времени очень осложняло задачу. Перенос краски на поверхность требовал корректировки. Но самое ужасное – направление света совершенно по-разному меняло цвет старого лака и цвет заретушированного шва! Пришлось вертеть виолончель в разные стороны, и добиваться некоего среднего цвета…
Но разве сравнятся все эти трудности с ощущениями, когда смотришь на оживленный инструмент, когда даешь его человеку, который так его ждал, когда слышишь слова благодарности, когда слышишь чарующие звуки в умелых руках музыканта!

В бережных руках хозяйки
В бережных руках хозяйки

(Начало: часть 1)

Расскажи друзьям:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Twitter
  • В закладки Google
  • LiveJournal
  • MySpace
  • Яндекс.Закладки
  • Мой Мир
  • LinkedIn

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 комментариев “История одной болезни (как я ремонтировал виолончель). Продолжение”