Началось все в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, в эпоху повального дефицита. Я мечтал играть на гитаре, но найти шестиструнную гитару в нашей местности было практически невозможно. У меня уже была подаренная бабушкиным знакомым семиструнная черниговская гитара с уменьшенным «кузовом», со снятой седьмой струной, но хотелось настоящую шестиструнку. Долго я мечтал о ней.
И вот, эпоха перестройки, в Детском Мире (в Днепропетровске: еще старое здание, на втором этаже в музыкальном отделе) начали появляться в продаже и пластинки, и музыкальные инструменты. Однажды, счастью моему не было предела: я попал на продажу настоящих новеньких гитар черниговского производства! (по слухам, это были одни из лучших в Советском Союзе) Я купил ее! Но в гитарах я тогда был не силен, и, как позже оказалось, настроить ее оказалось делом нелегким. Какое-то своеобразное дерево, мягкий гриф (уже не помню, как я это определил, но что он был мягким — помню, как сейчас)… Приходилось долго крутить колки, и все же звук был хоть и низкий, плотный, но какой-то грязный, неточный… В-общем, счастье мое советский Музпром омрачил… Потом я подарил ее другу, который тоже мечтал о гитаре, он тоже был поначалу счастлив, потом затерялся, и дальнейшая судьба «инструмента» мне неизвестна.
Еще до передачи первой, купленной мной гитары, меня, по приезде к бабушке, ждал еще один сюрприз. Кто помнит, в сельских магазинах в советское время можно было сдавать тыквенные семечки, что-то еще, и получать право приобрести какой-то дефицитный товар, недоступный в «обычном режиме». Бабушка моя, зная мою мечту, сделала мне великолепный подарок: купила шестиструнную гитару! Почти в то же время, что и я купил в Детском Мире :). Она была ярче окрасом и звонче звуком, но не настраивалась вообще… Позже, когда я спрашивал бабушку, как она выбирала гитару, она сказала, что их было две, и она взяла ту, что показалась ей красивее… 😉
Помучился я с ней, и отложил, пользовался пока «мягкодревесной». А сам, при любом удобном случае, стал покупать литературу о гитарах и других инструментах (интернета тогда еще не было, Гугл не родился… 😉 ). Обзавелся знакомыми гитаристами, даже мастерами (но кто же из мастеров тебе что скажет? Одного спросил: хочу, мол, делать гитары, какие есть секреты? А он говорит: хочешь делать — бери и делай… 😉 ) общался с ними о гитарах. Узнал кое-что о строении гитар. Оказалось. что подставка на моем «сельском» инструменте, приклеена на полтора сантиметра ближе, чем нужно для нормального строя.
Решил я эту подставку переклеить на место. Отодрал, посмотрел на нее — плоская, прямоугольная… Завелась в голове навязчивая мысль: обточу-ка я ей «крылья», сделаю их «ангельскими», рококошными… 😉 Хуже не будет. А станет красивее… Молодость, наивность… Но наивность эта послужила великому началу!
К тому времени уже знал о «косточках»: в хороших гитарах верхний и нижний порожки ставят костяные. Узнал, как кости «приготовить». Нашел говяжье бедро или голень (уже не помню и где, — или просто валялась на дороге (в нашей стране куда ни пойди — мусорник), или возле скотобойни, недалеко от дачи, да, неважно это…), выварил его с содой, вымочил, высушил. Тогда уже стал работать макетчиком в мастерской, где и распилил на макетке (циркулярной пиле) на нужного размера пластинки. Воняло так, что меня чуть не побили коллеги ;), но помиловали, — выставили с макеткой на улицу ;))).
От момента моего решения переклеить подставку прошло немало времени. Процесс приостановился. Я не знал как делать, или не решался, можно сказать, выжидал благоприятного момента, когда стану умнее, мастеровитее, что-ли. Помню, что кость я пилил, когда уже работал макетчиком, а это было после 1996 года, когда из скептика-атеиста постепенно преобразовался в изучающего Библию, а затем — убежденного христианина. Начал посещать церковь Адвентистов Седьмого Дня. Во мне обнаружили слух и немножко голоса, привлекли к пению. Я начал писать песни. Одна из них — песня-посвящение «С нами Бог говорит…»
Спустя несколько лет после того, как гитара была сделана, я осознал, что лежала она до тех пор разобранная, пока я не принял Бога и не начал петь для Него. И, словно ожидая своего часа, гитара не могла быть сделана раньше. Я вижу в том, что этот ремонт был доведен до конца, помощь, благословение Бога, Который дал мне мудрость и умение сделать гитару, верой и правдой служившую мне долгие годы. Гитару, которая прошла со мной много выступлений, концертов, программ, которая до сих пор прекрасно выглядит и звучит. Гитару, которую меня просили продать за ее звук (я кое-что для этого звука с ней сделал ;), считаю, что знание как ее звук улучшить пришло ко мне не без участия Великого Мастера). Гитару, которую я не продал, и храню, как реликвию, как память, как, если хотите, святыню.
Этот абзац — для верующих. В Ветхом Завете, в книге Исход, когда Бог повелел Моисею строить скинию, Он дал способности к необходимым для этого ремеслам людям, которых призвал для этой великой и ответственной работы. И эти люди успешно справились с задачей. Из этой библейской истории я скромно сделал вывод, что и мне Бог дал навык гитароремонта и гитаростроения, направил, а через мою пытливость, добросовестность и трудолюбие, он развился и окреп.
Подставку я обточил до «крыльев ангела» (а увидел в своем воображении эту форму задолго до того, как стал верить в ангелов 😉 ), заморил до цвета красного дерева, приклеил, где положено. Раз уж нужно закрывать «шрам» в месте, где была подставка до переноса, решил полностью снять лак с корпуса. Сделал тоньше верхнюю деку для более глубокого звука, задул морилкой бока, залакировал, скруглил гриф, для чего пришлось предварительно выбрать лады, а после — забить их. Вставил перламутровые маркеры ладов из ракушек, залакировал лицевую часть грифа. Тыльную сторону не трогал, оставил заводской лак — он был симпатичным… 😉 Заменил нижний латунный порожек на косточку, о которой уже упоминал.
Поставил «случайно» подвернувшиеся тонкие струны, которых в магазинах тогда пока еще не было, которые не оторвали подставку «с мясом», и не вытянули «пузырь» из утонченной верхней деки под подставкой.