Пасха: истоки, на рубеже веков, современность…

Содержание:

Предисловие

Происхождение праздника Пасхи

Символы древнего праздника

От Ветхозаветных к Новозаветным символам

Пасха и современность

От внешнего к внутреннему

Предисловие.

Даже в коммунистические времена, когда религия, мягко говоря, не приветствовалась, когда верующих презирали и преследовали, во многих семьях пекли пасхальные куличи. Я помню, как в школу ребята приносили крашеные яйца и соревновались, – чье окажется крепче. В селе, где проходило мое детство, на несколько весенних дней обычное приветствие «Здравствуйте!» исчезало из лексикона и заменялось странными тогда для меня словами: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Есть что-то притягательное в этом празднике, – Пасхе, если столько лет искоренения религии не смогли стереть его из человеческой памяти, если даже всеобщий позор и насмешки, даже опасность подвергнуться гонениям, не могли испугать верных традиции его празднования. Сегодня другое время. Сегодня ведущие политики зарабатывают себе баллы и завоевывают сердца избирателей, перед телекамерами заходя в церкви, объявляя себя глубоко верующими людьми. Сегодня «пасхальные хлебы» продаются во всех хлебных киосках в преддверии Великодня.
Сегодня слова «Христос воскрес!» произносятся не шепотом, а звучат из радиоприемников и телевизоров, печатаются в газетах и журналах. А задумываются ли люди, произносящие эти слова, над их смыслом? Понимаем ли мы значение этого праздника, его атрибутов, задумываемся ли мы над тем, что делаем и для чего? Что такое Пасха? Каково ее значение? Зачем нужно ее праздновать? Почему именно так? Зачем говорить эти слова: «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!»? Поиску ответов на подобные вопросы и посвящено это исследование. Сразу оговорим один важнейший принцип: Пасха – праздник религиозный, библейский, поэтому авторитетным источником и эталоном в наших поисках и суждениях будет только Библия – Слово Божье.

Происхождение праздника Пасхи.

Чтобы понять сущность Пасхи, необходимо обратиться к ее истокам.
Каково же происхождение этого праздника? Историю первой Пасхи мы обнаруживаем в Священном Писании в книге «Исход». Эта книга посвящена, как видно из названия, выходу из египетского плена еврейского народа, избранного Богом по вере Авраама, «отца» этой нации, для особой миссии (явить миру характер Всевышнего, Божью Истину, быть проводником Его благословений). Когда народ Божий оказался в египетском рабстве и обратился к Нему за помощью, Господь принял меры по его освобождению.
Египетский фараон не хотел лишаться дармовой рабочей силы. Кроме того, была уязвлена его гордость: бытовало предание, что фараон «вхож» в среду богов, и даже может быть воплощением одного из них. А тут приходят к нему рабы и заявляют, что их бог (а заслуживает ли уважения бог, который не смог уберечь своих людей от рабства?) велит ему, самому могущественному и богатому правителю на земле, отпустить рабов для поклонения! Неслыханная дерзость! – так показалось монарху.
У него возникло желание показать всем, кто здесь самый главный, кто здесь самый сильный. Прочтите первые главы библейской книги «Исход», и вы убедитесь в этом сами.

(Кстати, хороший совет: когда вы слышите что-то о вере, поклонении, о Боге и т.п., как бы Вы ни доверяли тому, от кого слышите, проверяйте сами истинность его слов, сравнивая их с Писанием. Пусть Слово Творца станет Вашим путеводителем и эталоном. Так в Писании нам рекомендует поступать Сам Бог: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.» (Ис.8:20). Ведь даже «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.» (2Кор.11:14-15), и «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою…» (1Петр.5:8-9). А вера проистекает из Слова Божьего (см. Рим.10:17).)

Итак, пятая глава книги Исход начинает описание эпопеи противостояния египетского фараона Богу Всевышнему. Слова, сказанные фараоном: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу», ярко и однозначно выражают его позицию превосходства и богопротивничества. ОН здесь решает, ОН здесь командует, ОН здесь – царь и бог! Перед Господом встала дилемма: Он любит Свой народ и хочет им добра, Он хочет освободить их от угнетения. Но Господь любит и фараона, Господь является и ему Небесным Отцом, Господь и фараону желает добра, несмотря на пренебрежительное и даже враждебное отношение к Нему последнего. Если бы отношение Бога было иным, то Он тут же применил бы силу и «поставил на место» гордеца. Но мы видим не такой подход. Бог пытается уладить возникший конфликт «мирным путем», путем «переговоров», используя дипломатию. Когда становится ясно, что дипломатическое решение невозможно, Господь начинает ПОСТЕПЕННО показывать Свою силу, МЯГКО давая понять, кто есть кто. Но мягкость не трогает сердце упрямого тирана. Уже и дворцовая свита уговаривает его отпустить евреев, но он всячески откладывает это решение и дает обещания, которые не выполняет. Пришла очередь крайних мер.
Господь говорит правителю Египта: «Поскольку ты не отпускаешь, а значит, по сути дела, забрал у Меня моего «ребенка» – мой народ, поскольку ты считаешь себя вправе уничтожать еврейских младенцев (незадолго до этого фараон дал такую команду), Я дам тебе пожать то, что ты сеял, и предоставлю возможность на себе ощутить, что Я чувствую при этом, – Я заберу у тебя то же. В каждой семье твоего народа в следующую ночь погибнет ребенок». Казалось бы, не совсем справедливо по отношению к египетскому народу, – ведь не они, а их правитель заварил эту кашу, – почему должны страдать невинные люди? Почему будут наказаны ни в чем не повинные младенцы? Но, при более глубоком рассмотрении истории, сомнения в Божьей доброте и справедливости развеиваются. Ведь Бог дает возможность всем,
кто пожелает, избежать гибели самим, и спасти жизни своих детей! (Священное Писание говорит, что многие воспользовались этой возможностью. Читаем, что произошло впоследствии: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исх.12:37-38). Кто захотел, тот спасся сам и спас своих детей.) Бог предлагает простое средство для этого: необходимо выполнить определенные Им действия. Семья (или несколько маленьких семей) должны собраться в доме, заколоть ягненка и помазать его кровью косяки дверей этого дома. Кровь будет знаком для Ангела-губителя и поможет ему опознать семьи, которые захотели спастись и последовать за Богом из Египта в землю, обещанную Им Своему народу для свободной и счастливой, праведной жизни по законам Божьим.
Губитель детей пройдет мимо этого дома. А в дома, где косяки не помазаны кровью ягненка, он войдет для выполнения своей страшной миссии: здесь Богу не поверили и не захотели принять Его дар спасения, обитатели этого дома встали на сторону фараона, признают ЕГО богом и поддерживают его политику.

Бог держит Свое слово! Все произошло так, как Он сказал. Гордые, надменные, не поверившие Слову Божьему семьи оплакивали погибших первенцев, а в двери, помазанные кровью агнцев, Ангел-губитель не вошел. Смерть прошла мимо. «Проходить мимо» на древнееврейском языке звучит как «Пейсах». От этого слова и произошло название праздника – Пасха. Чтобы люди не забывали уроков исхода, чтобы народ Божий помнил о великой спасающей и освобождающей силе Божьей, Господь повелел праздновать «Пасху» каждый год, в один и тот же день.

Символы древнего праздника

Подробно и точно Бог описал «процедуру» празднования и предметы, которые должны быть неизменными атрибутами праздника. Каждое действие и каждый предмет имеют глубокий смысл и несут строго определенную символическую нагрузку. Нам стоит остановиться на этом поподробнее. Чтобы разобраться, вам нужно исследовать двенадцатую главу книги Исход. Для удобства приведу ее текст полностью (цитируется по синодальному переводу):

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.
18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;
19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той.
20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.
21 И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.
24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.
25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.
26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?
27 скажите [им]: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.
28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
31 И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы;
32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем.
34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.
35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.
40 Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.
42 Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их.
43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее;
44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;
45 поселенец и наемник не должен есть ее.
46 В одном доме должно есть ее, [не оставляйте от нее до утра,] не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте.
47 Все общество [сынов] Израиля должно совершать ее.
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее;
49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.
50 И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.
51 В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их.

«…месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года». Настолько важным Бог считает это событие, что начинает от него новый отсчет времени! Действительно, выход из Египта – начало новой жизни. Свободной от рабства, от греха, процветавшего в этой стране, и, в конце концов, погубившего такую могущественную цивилизацию. Свободной от жестоких божеств, требовавших даже человеческих жертв и омерзительных ритуалов поклонения, от касты жрецов, которые придумывали этих богов и поддерживали эти ритуалы… Начало новой жизни с одним-единственным Богом – Богом истинным, живым, любящим, спасающим, защищающим, справедливым, сотворившим вселенную и управляющим ею. С Богом, Который оставил небесный престол и воплотился в человеческом теле, чтобы умереть за нас, – Своих непослушных детей, чтобы спасти от смерти и вернуть нам жизнь вечную.

(Темы грехопадения, искупления, воплощения, крестной смерти Иисуса Христа настолько широки, глубоки и многогранны, что по каждой из них можно написать очень толстую книгу (и далеко не одну). Естественно, мы не сможем уместить их все в рамки данного исследования. Но это очень хорошо, если вопросы возникают. Задайте их Богу в молитве, исследуйте Библию, и Он найдет возможность ответить Вам.)

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что главную роль в пасхальном ритуале играл агнец. Этот невинный кроткий детеныш овцы или козы ценой своей жизни пишет собственной кровью оправдательное письмо на дверях домов поверивших Богу и пожелавших Его спасения.

Услышав о жертвоприношении животных, многие искренние люди возмущаются и не хотят ничего больше слышать о Боге, установившем их. Но почему же мы не возмущаемся гораздо более массовыми убийствами животных для производства употребляемых НАМИ в пищу мясных «продуктов»?! Сколько процентов вегетарианцев окажется среди читателей этой брошюры? Можем ли мы осуждать Бога, сотворившего все живое и поддерживающего постоянно эту жизнь, за повеление отобрать жизни агнцев во время Пасхи? Эти жизни принадлежат Ему, и Он ИМЕЕТ ПРАВО (в отличие от нас) использовать их, как посчитает нужным. А мы, обвиняя Бога в жестокости, с удовольствием едим жаркое, котлеты, колбасы, шашлык, пельмени и т.п., почему-то не задумываясь о том, скольких невинных животных лишаем жизни ради удовлетворения нашего аппетита!
Исследуя Святое Письмо, мы видим, что Богу не доставляют удовольствия жертвоприношения (напр.: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.» Ос.6:6; «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.» Ис.1:11). Богу не нужны жертвоприношения. Он не хочет их, если люди не вникают в суть и значение и делают это механически, не осмысленно. Его, заботящегося о самых маленьких птичках (Лк.12:6), Его, повелевшего бережно относиться к скоту, даже если тот принадлежит врагу (Исх.24:4-5), глубоко ранят страдания невинных животных. Его сердце содрогается гораздо более нашего при виде умирающего агнца. Но, очевидно, люди настолько ослепли, так огрубели, так увлеклись удовлетворением своих амбиций и желаний, что не замечают всей пагубности и мерзости греха. И только созерцание смерти этого умилительного детеныша кроткой овечки могло остановить грешника, и заставить его задуматься, и понять, к чему приводит его грех, вызвать отвращение ко греху и побудить к праведной жизни! Так что Бог использует жизни
принадлежащих Ему животных в целях, гораздо более возвышенных и гуманных, чем это делаем с ними мы…
Серьезное внимание в Божьем повелении относительно празднования уделяется описанию качества пасхального агнца. Он должен быть беспорочным. Он должен быть молодым. Он должен быть мужеского пола. Он должен быть выбран заранее, храниться определенное время, прежде чем будет заколот. Почему такая скрупулезность, зачем такой строгий
отбор, какая, казалось бы, разница, каким будет агнец – главное ведь взять его кровь и помазать косяки дверей? Наше недоумение рассеется, если мы хорошенько исследуем Слово Божие дальше и проследим эту тему во всем Священном Писании. Иоанн Креститель, видя приближающегося к нему Иисуса Христа, вдохновленный Духом Святого Бога, воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» (Ин.1:29). После распятия Иисуса Христа, движимый тем же Духом, Апостол Павел написал коринфской церкви: «Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1Кор.5:7). Вот оно что! Оказывается, агнец является символом, указывающим на Иисуса Христа, Спасителя мира, Который умрет за грехи людей! И эта точность описания свойств пасхального жертвенного
животного, эта строгость критериев его отбора, указывали людям на качества Иисуса, помогали видеть в этих символах Его совершенство, беспорочность, и открывали детали плана спасения человека от греха! Не кто попало может спасти людей от смерти! Сейчас появилось очень много людей, выдающих себя за «просвещенных», так называемых «духовных учителей», гуру, претендующих на роль освободителей от внутренних и внешних проблем личности и даже общества, на роль «проводников» к высшему знанию, бессмертию, совершенству. Они учат, что к Богу ведет множество путей, что для каждого человека этот путь свой, что человек сам может выбирать, каким путем ему развиваться и стремиться к совершенству. Слово Божье исповедует иной подход. Оно утверждает, что вне Бога НЕТ ЖИЗНИ, что человечество, отступив от Него, находится в процессе умирания, или в состоянии греха. Кто не вернется к Богу, умрет навсегда! Бог любит людей и желает их спасти от смерти. И возможен ТОЛЬКО ОДИН путь спасения от греха и смерти, причем не тот, который выберет сам человек, а ТОТ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМОТРЕЛ БОГ: «нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (кн. Деяний 4:10). ТОЛЬКО Христос Иисус обладает всеми необходимыми качествами, позволяющими спасти людей. Только Он, и НИКТО другой. Так же, как ТОЛЬКО ТАКОЙ АГНЕЦ, КАК СКАЗАЛ БОГ, должен был быть использован в пасхальном ритуале.
Исполнились и другие символы этого описания. Безгрешный Сын Божий (воплотившийся в мужском теле, как и агнец был мужеского пола), придя в наш мир, определенное время жил в нем (как агнец хранился с десятого по четырнадцатое число), но был убит грешниками еще очень молодым (агнец был однолетний). В отличие от распятых рядом с Ним разбойников, которым для ускорения их гибели римские солдаты перебили голени, кости Христа не были сокрушены («кости его (агнца) не сокрушайте»)! Чтобы удостовериться в смерти казненного, один из римских солдат пробил копьем грудь Иисуса. Из раны истекла кровь, как и у закланного агнца. В Иисусе Христе осуществились все символы, данные за несколько тысячелетий до Его рождения, чтобы скептики и сомневающиеся в Его божественном происхождении имели веские доказательства и могли поверить в Него как своего Спасителя!
Кроме рассмотренных символов, мы читаем в Слове Божьем указания по поводу того, КАК необходимо было древним израильтянам вести себя в пасхальные дни и КАК праздновать Пасху. Мы можем извлечь для себя из этого описания ценные уроки.
Заколотого агнца необходимо было съесть. В Новом Завете мы читаем слова Иисуса Христа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне,
и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
» Естественно, это образное выражение. Наша «телесная» пища, попадая в пищеварительный тракт, растворяется и становится частью нашего организма, она поддерживает нашу жизнь и формирует ткани. Точно так же Слово Божие, описывающее жизнь Иисуса, должно быть питанием для нашей души, формируя наше «духовное» естество. Читая Священное Писание, размышляя над ним, изучая жизнь Сына Божьего, Который пришел на землю не только чтобы умереть за грешников, но и для того, чтобы дать им пример правильной жизни, мы «впитываем» божественный стиль жизни и готовимся ко встрече с Ним в Вечности. Мы уподобляемся праведному Христу, подражая Ему и стремясь поступать в этом мире так, как Он поступал.
Мы с вами едим ежедневно. Кто по три, кто по четыре раза, редко кто – по два, еще реже – раз в день. Наш организм нуждается в регулярном питании. Нерегулярность приводит к расстройствам пищеварения, ослаблению организма и болезням. Никто не сможет жить, принимая пищу раз в месяц, даже еженедельное питание не обеспечит потребностей организма в энергии и строительном материале. Иисус Христос, давая образ «поедания Его плоти», обращает наше внимание на постоянство наших с ним отношений. Питаться Словом Божьим необходимо ЕЖЕДНЕВНО, подкрепляя наши духовные силы и получая «материал» для строительства в себе «дома духовного» (1Петр.2:5; 1Кор.3:16-17). Приходя в церковь один раз в году на Пасху, или даже раз в месяц, на праздники, мы истощаем и морим голодом свои души. Приходить в храм для того, чтобы поставить свечку и послушать молитвы и пение, – это не полноценное питание для нашей души, это не есть ОТНОШЕНИЯ с Богом, к которым Он призывает нас для нашего спасения от смерти и греха! Это – очень «жесткая диета» для нашей духовной сущности, я бы даже сказал «голодомор»! Необходимы ежедневные ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ с Небесным Отцом через исследование Его Слова (в Котором Он открывает нам Себя)и молитвенное общение (живое дружеское общение, а не заученные молитвы, оставленные другими людьми), а также через воплощение открытых небесных принципов в своей жизни.
Есть агнца необходимо было с поспешностью, одетым и обутым для путешествия. Готовить – максимально просто и быстро: не разделывая, печь на огне. Не варить, так как это требует дополнительного времени и «оборудования», отвлекает внимание от главного – от самого агнца и его спасающей функции, на второстепенное – приготовление его к поеданию, которое могло легко превратиться в упражнение по кулинарному искусству. Съедая агнца, необходимо было сосредоточиться не на вкусовых ощущениях, а на размышлении о его значении, о том, какой смысл имеет этот символ, это действие.
Все мысли должны быть устремлены вперед – на освобождение, на новую жизнь, туда, куда ведет Бог! Таким образом, должна быть внешняя и внутренняя готовность последовать за Господом. Египет в Библии олицетворяет зло и порок, идолопоклонство и разврат (См., напр. тексты: Втор. 17:15-17, И.Нав. 24:14, Ис.11:11, Иер. 2, 9:26, Иез.16, 23-27, Ис.19, Откр.11:8). Выход израильского народа из Египта является прообразом отказа верующего жить по принципам этого мира, противоречащим Закону Божьему, освобождение от греховной жизни. Бог не приемлет насилия, Он дал человеку право принимать решения самому (ведь кто хотел остаться в Египте, мог это сделать).
Бог УВАЖАЕТ наши решения, какими бы они ни были. Он не навязывает спасение и освобождение от греха. Он зовет человека. Терпеливо, мягко, но достаточно настойчиво. Услышав зов Бога оставить свои грехи, принять жертву Иисуса за них и идти в «землю обетованную, где течет молоко и мед» – в нашу Небесную Родину, – необходимо торопиться, не медля сделать все, что велит Спаситель и с поспешностью оставить «Египет» – старую жизнь во грехе. Решив следовать за Богом, необходимо быть в постоянной готовности выйти из привычного окружения и направиться туда, куда Он поведет; готовности оставлять дурные привычки и пристрастия, грехи, которые Он будет открывать… Необходимо сосредоточиться на главном, и не позволять второстепенным вещам отвлекать от этого главного.
Читая описание Пасхи и событий, сопровождавших ее, неоднократно встречаем повеление есть только пресный хлеб целых семь дней. Более того, квасное нельзя не только есть, оно не должно было даже находиться в доме! А позже, когда в земле обетованной израильтяне получили участки земли, – даже в пределах этих участков (Втор.16:3)! Ограничение настолько серьезно и важно, что Бог не считает излишним повторять его снова и снова. Тех же, кто нарушит эту заповедь, ожидает исключение из общества израильского, что значит лишение спасения и потеря вечной жизни (Исх.12:15). Наверное, стоит уделить этому внимание! Во-первых, пресный хлеб с горькими травами, съедаемые вместе с агнцем, названные «опресноки, хлебы бедствия» (Втор. 16:3), напоминали о рабстве вышедшим из Египта и давали почувствовать «бедность и горечь египетского рабства» последующим поколениям, – тем, кто в нем не был. Несмотря на то, что зло часто выглядит так привлекательно, те, кто покупаются на сатанинскую приманку, рано или поздно, неизбежно ощутят горечь греха. Нет в нем ничего «вкусного». Горькие травы должны были напоминать об этом. Израильский народ оказался в Египте, спасаясь от голода. В этой стране они сначала имели пропитание, уважение, а затем постепенно стали рабами. Достаток, почет, блеск и роскошь завлекли евреев в страну греха, а в результате они ели убогий пресный хлеб. Ежегодные пасхальные дни опресноков должны были не дать
забыть им этот урок. Самое же главное, – все квасное в Библии символизирует грех. Дрожжевые бактерии являются паразитами, они очень быстро размножаются и их деятельность приводит к порче продуктов. Подобным же образом «ведет себя» грех. Фраза «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших» в переводе на «духовный» язык обозначает: «Если ты принимаешь Иисуса Христа своим Спасителем, если надеешься на Его защиту и просишь, чтобы Он освободил тебя и взял тебя в Свое Царство, ТЫ ДОЛЖЕН ПРИЛОЖИТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ УСИЛИЯ, ПРОАНАЛИЗИРОВАВ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, ВСЕ СВОИ МЫСЛИ И ПОСТУПКИ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ОТ ТЕБЯ ЗАВИСЯЩЕЕ, ЧТОБЫ УБРАТЬ
ИЗ НИХ НЕЧИСТОТУ И ГРЕХ». Число «семь» обозначает Божью полноту, и семь дней опресноков значат, что после принятия Иисуса Господом и Спасителем, грех должен быть удален из жизни на полное количество времени, – т.е. НАВСЕГДА. Пожалуйста, запомните это: пасхальный хлеб должен быть БЕЗДРОЖЖЕВЫМ! Пасха является символом освобождения от греха, а дрожжевое тесто в библейской традиции является олицетворением греха. ВСЕ КВАСНОЕ НЕОБХОДИМО БЫЛО УДАЛИТЬ ИЗ ДОМА, – эта подготовка к празднику ДОЛЖНА ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА К РАЮ.
Итак, Пасха в Ветхом Завете является праздником воспоминания исхода из египетского рабства. Ее символы указывали на грядущего Искупителя, Иисуса Христа, Агнца Божьего, Который отдаст Свою жизнь за грехи людей, благодаря чему становится возможным освобождение от смерти и греха.

От Ветхозаветных к Новозаветным
символам

Когда Иисус Христос умер на кресте, пасхальные символы воплотились в реальность. Жертва, на которую они указывали, состоялась. Тайна искупления открылась. Жертвоприношения животных, помогавшие понять ее не видевшим и не знавшим настоящей жертвы, жившим до нее, стали не нужны, — мы строим свою веру на основании Истинной Жертвы, мы видели Истинного Агнца (Об этом Св. Апостол Павел подробно пишет в своих посланиях, напр. см. Послание Евреям, главы 8-10). Однако Бог не перестал использовать наглядность в обучении людей Своим истинам. Он дал новые обряды и символы, помогающие понимать суть Его плана спасения человека от греха. Жертва не будет иметь для грешника никакого значения и силы, пока он не станет причастником ее, пока он не примет ее и не «впитает» всем сердцем, всей душой. В последние дни Своей жизни, — а это были дни Пасхи, — Иисус Христос учит этому Своих Апостолов, используя символы хлеба и вина.
«17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
» (Мф.26:17-19, 27-30)
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.» (Луки 22:19)
Из этих отрывков мы видим, что принятие хлеба и вина символизирует принятие жертвы Христа для личного спасения от греха и смерти. О «поедании» тела Христова и «питье» Его крови, мы уже говорили выше. Последние слова библейской цитаты говорят о намерении Иисуса оставить действо, которое будет напоминать Его ученикам о Нем в разрезе Его жертвенного служения. Апостол Павел в письме коринфской общине христиан использует термин «вечеря Господня»:
«…я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем
» (1Кор.11:23-29).
Из контекста видно, что вечеря Господня практиковалась в Коринфе регулярно. Ап. Павел пишет «всякий раз». Если для ветхозаветного обряда Пасхи Господь дал четкое указание, — раз в году, в месяце Ниссан, четырнадцатого числа, то касательно Вечери Нового Завета мы не находим в Священном Писании конкретной регламентации периодичности празднования. «Всякий раз» может происходить ежегодно, следуя древней пасхальной традиции, а может напоминать о Славном Спасающем Агнце Божием с такой частотой, в которой нуждается Его последователь. Апостол Иоанн показывает еще одну составляющую Вечери Господней:
«3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете
» (Ин.13:3-17).
Нам необходимо исполнять то же. Иисус Христос — Бог, сошедший с Небес, склоняется перед грешным ничтожным человеком, который горд и самоуверен, чтобы выполнить для него работу слуги — умыть ноги! Умывание ног было восточной традицией. Ноги путников были сильно запыленными от ходьбы по палестинским дорогам. Общепринятым знаком гостеприимства, даже обязанностью хозяина дома было обеспечение освежающего ногоомовения гостю. Это делали рабы хозяина или он сам, если был беден. Ученики Иисуса как раз «делили портфели министров» в Его будущем Царстве Небесном, которое, по их мнению, вот-вот наступит. Никто из них не собирался унизиться до того, чтобы умыть ноги Учителю, не говоря уже друг другу. Господь преподал им еще один наглядный урок. Незадолго до этого произошло следующее:
«20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих
» (Мф. 20:20-28).
Теперь, на Вечере, Небесный Учитель продемонстрировал это на практике. Он послужил ученикам, сделав то, в чем они сейчас нуждались, не посчитав труд слуги унизительным для Себя! «Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам«. Удовлетворяйте нужды друг друга, служите друг другу, помогайте друг другу, заботьтесь друг о друге, т.е. ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА не на словах, а ДЕЛОМ — это наказ Господа всем, желающим быть Его учениками и разделить с Ним Вечерю (питаться Словом Божьим и причащаться к Его Жизни). Видимым символом проявления любви и служения является обряд ногоомовения, которое Иисус провел перед причастием и установил как часть новозаветного празднования Пасхи. Этот обряд учит последователей Христа и так называемому смирению. Не
превозноситься над другими, а думать о себе скромно, считать других выше себя и не стремиться занять перед ними более почетные места. Можно ли было придумать более простой и более действенный метод обучения скромности и смирению, чем умывание ног собрату по вере? Как мудр Господь! Еще одну мысль Господь пытался донести ученикам: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь«. Принимающий Иисуса Христа личным Спасителем от греха и смерти, исповедующий перед Богом свои грехи, получает прощение грехов, сделанных прежде: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:7-9). Теперь Бог относится к этому человеку так, как будто он никогда не грешил! «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь» (Иер.31:34-35). Образно, кровь Иисуса Христа омыла грешника, исповедовавшего свои грехи пред Богом. Он теперь чист, на нем нет греха. Но, живя в мире, где господствует грех, образно говоря, «ходя пыльными дорогами этого мира», мы непроизвольно оступаемся, грех завлекает нас в свои сети, «наши ноги покрываются пылью». И хотя в сердце мы приняли решение идти за Господом и исполнять Его волю, соблюдать Его закон, жить по Его принципам, наши дела не в одно мгновение становятся совершенными. Нам необходимо время, чтобы «перестроиться», сформировать новые привычки и т.п..
Поэтому нам необходимо, кроме «глобального», еще и «местное» очищение от греха, — «омытие ног от пыли дорог этого мира». Христос на Своей последней земной Пасхе показал нам, что мы нуждаемся в таком постоянном очищении. Он лучше нас самих понимает эти нужды и лучше нас знает, как их удовлетворить! Он сделал это, символически умыв ноги учеников. Он установил новый обряд, который постоянно напоминает нам о наших «пыльных духовных ногах» и необходимости их постоянного умывания (ежедневного анализа своего сердца и исповедования пред Богом своих прегрешений). И еще мы должны помогать духовному очищению друг друга: «вы должны умывать ноги друг другу». Итак, обобщаем: Пасха — праздник, установленный Богом, чтобы Его народ помнил об освобождении и спасении от греха, даруемом через жертву Иисуса Христа, преобразовался в Вечерю, которая является воспоминанием смерти божественного Агнца — Иисуса Христа («всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.26:26)). Принимая Вечерю, мы возвещаем СМЕРТЬ Господа, причем, — прошу обратить особое внимание, — Апостол Павел говорит «доколе Он придет«. Т.е., Пасха основывалась на смерти агнца, и Вечеря ОСТАНЕТСЯ ВОЗВЕЩЕНИЕМ СМЕРТИ ХРИСТА ДО САМОГО ЕГО ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ. ЗНАЧИТ И СЕГОДНЯ
ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗВЕЩЕНИЕМ СМЕРТИ ГОСПОДА. Не воскресения, а СМЕРТИ! В праздновании Пасхи присутствуют Агнец, Его служение, Его кровь, хлеб. В Ветхом Завете был агнец овец или коз, указывавший на Истинного Агнца Божьего, Который взял на себя грехи всего мира и умер за них, заняв центральное место в Новозаветном праздновании. В Ветхом Завете Агнец служил спасению людей, в Новом — Иисус служит ученикам. В Ветхом Завете хлеб присутствовал в виде опресноков, в Новом Завете он тоже остался — как символ тела Христова, «за нас ломимого». В Ветхом Завете кровь Иисуса была представлена кровью ягненка, в Новом — символом вина. Необходимо особо отметить, что хлеб был пресным и остался таковым. Вино в Библии обозначает сок винограда, — как перебродивший, так и неперебродивший. Естественно, как не должно было быть квасного хлеба, так и вино не может быть алкогольным. Алкогольное вино в Библии несет негативную идею, оно является символом лжеучения, беззакония и греха. Иисус Христос не имел в Себе греха, и Его кровь и Его тело могут быть символизированы ТОЛЬКО БЕСКВАСНЫМ, НЕПЕРЕБРОДИВШИМ, БЕЗАЛКОГОЛЬНЫМ ВИНОМ И ТОЛЬКО БЕСКВАСНЫМ, ПРЕСНЫМ ХЛЕБОМ. Приведенные ниже библейские отрывки ясно и точно говорят об этом:
«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
» (1Кор.5:7-8) «
И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы
.» (Откр.14:8) «
И вы знаете, что Он (Христос) явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха
» (1Ин.3:5).

Пасха и современность

Уважаемый читатель! Мы проследили Библейское описание Пасхи. Мы разобрались с ее символами и значением. Мы теперь знаем, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. Сравнивая Истину с тем, что ЕСТЬ, испытываем некоторые растерянность и недоумение. Думаю, что для тех, кто не вкладывает какого-либо духовного смысла в празднование Пасхи, все равно, к каким символам они обращаются, и какой смысл эти символы несут. Главное – есть повод для празднования. Данное исследование взволновало тех, кто ищет Истину и хочет разобраться во всем как следует, кто хочет подходить к празднованию Пасхи осмысленно и ответственно. Как же христиане пришли к принятым у нас символам, о значении которых мы почему-то, доверяя нашим предкам и ныне живущим авторитетам, не задумываемся?
Почему мы говорим не о распятии Христа, как должно, а о воскресении? (Поймите мня правильно, – я ничего не имею против того, чтобы радоваться воскресению Иисуса Христа. Более того, мне отрадно, когда люди вспоминают об этом прекрасном событии. Воскресение Иисуса Христа имеет огромное значение для нас, – пожалуй, не менее важное, чем смерть на кресте. Это – прообраз нашего воскресения. И я искренне хочу, чтобы о воскресении вспоминали гораздо чаще, – даже по нескольку раз на день! Но важность воскресения не дает нам оснований и права для подмены им воспоминания распятия – обряда, установленного Самим Богом! И я хочу быть принципиальным и точным в вопросах соблюдения Слова Божьего. Это жизненно важно: КОМУ я поклоняюсь?) Заглянем в историю христианской церкви. В начале второго века христиане стали по своей инициативе отмечать день распятия в дни иудейской Пасхи. В то время Римская империя владела миром. Евреи вели очень ожесточенную борьбу с Римом за независимость, чем вызвали ответную ненависть завоевателей. Восстания, вспыхивавшие одно за другим, жестоко подавлялись. Христиане, в то время рассматривавшиеся как выходцы из еврейской секты, унаследовали и многие иудейские традиции, праздники, обряды, законы (что естественно, ведь Истина дана миру через иудеев). Христиан постоянно отождествляли с иудеями, и из-за этого они тоже подвергались преследованиям и жестоко уничтожались. Соблюдение Пасхи было еще одним общим признаком. Епископ Рима, Сикстус, желая сохранить свою паству и защитить ее от гонений, начал «реформирование» богослужебной системы. Он настаивал на праздновании не распятия, а воскресения Иисуса Христа и переносе дня празднования Пасхи с четырнадцатого нисана (которое приходилось каждый год на разный день недели) на воскресенье. Так христиане будут отличаться от иудеев, и не будут преследоваться римскими властями. Кроме того, это был еще и хитрый «миссионерский» маневр: воскресенье в языческой Римской империи было всеобщим праздником – Днем божества Солнца. Устанавливая христианские праздники в воскресные дни, Сикстус и его последователи планировали облегчить новообращенным из язычников переход к новой вере: они, как и прежде будут поклоняться в привычные воскресные дни, только уже другому, новому, настоящему Богу. Вслед за Пасхой была перенесена на воскресенье и еженедельная Суббота, День Господень, установленный в Законе Божьем. Так христианство приспособилось к окружающему языческому миру и замаскировалось в нем, приняв и растворив в себе языческие обычаи. А это всегда осуждалось Богом, это всегда приводило Божий народ к отступничеству, падениям и деградации…
Мы с вами раскрыли значение символов пресного хлеба и небродившего вина в «Новозаветной Пасхе» – Вечере Господней. А откуда появились куличи и крашенки? Я приведу страничку с сайта Церкви Иоанна Богослова [http://www.omolenko.com/2061-2.html] :

Вопрос №2061-2
Откуда произошел пасхальный кулич?
Владимир Л., Киев, Украина
02/11/2005


Что означает на празднике Пасхи сама Пасха, которую освящают? Откуда пошла эта традиция, была ли эта традиция в Ветхом Завете?

Ответ отца Олега Моленко:

На празднике Светлого Христового Воскресения, именуемого еще Пасхой (с еврейского пасха — избавление, переход), освящается пасхальный кулич, а не Пасха, Который есть Христос. Пасхой кулич, который изготавливается из сдобного теста, стал именоваться по недоразумению ради праздника Пасхи, как его особенность, наряду с крашенными в красный цвет куриными яйцами.
Как храм христиан, в котором собиралась местная церковь, стали по недоразумению в просторечии называть церковью, а еще собором (церковь и есть собор, собрание), так и пасхальный кулич стали в просторечии называть пасхой. Называть храм церковью, а кулич пасхой по сути неправильно, но так уже сложилось.
В Ветхом Завете пасхой назывался закалаемый на пасху агнец, который прообразовывал грядущую жертву Христа Агнца Божия, который избавил род человеческий от смерти, греха, проклятия и ада. В этом смысле Иисус Христос, как Первенец воскресший из мертвых в новом вечном качестве своей плоти, явился Новым Адамом и Родоначальником новозаветного христианского рода.
Пасхальный кулич не был известен в пасхе Ветхозаветной. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда.(прим.: Выделено мной) Таким символическим образом можно разуметь, что мы (выходцы из язычников) в праздновании Пасхи Христовой перешли из мрака языческого идолобесия в дивный свет Христового воскресения.

Оригинальное оправдание присутствия языческого символа в христианском богослужении и освящении (?!) его (последнее предложение цитаты)! С хлебом произошло то же, что и с воскресением! Вот только одобряет ли это Бог? Где в Его слове мы можем найти основания для таких радикальных нововведений? Я не смог найти. А искал скрупулезно… Прочтите седьмую главу библейской книги пророка Иеремии и вы увидите, что Бог думает по этому поводу.
Более подробно о языческих корнях современных пасхальных предметов, благословляемых православной церковью, можно прочесть на этой странице и по ссылкам на ней:

http://www.adventus.info/443-pasha.html

Уважаемые читатели, по традиции принося в церковь и «освящая» куличи и яйца, выставляя их в дни Пасхи на самом видном месте своего дома, обмениваясь ими с близкими, мы неосознанно приобщаемся к культу языческого бога, и волей-неволей участвуем в поклонении не живому Богу – Творцу Вселенной, а, простите, но это так, – мужским половым органам! Более того, называя куличи пасхами, мы хулим имя Христа, ведь Он – наша Пасха! Вы шокированы? Я тоже. Как же мы раньше этого не замечали? Почему делали то, что делают все, не задумываясь? Вкушая куличи, приготовленные на дрожжах, мы нарушаем Божье повеление о ритуальном бесквасном хлебе и символически причащаемся не к чистому и святому Богу, а ко ГРЕХУ! Такова горькая правда нашей жизни: в вопросах веры опасно слепо следовать традиции и принимать чей-то способ поклонения Богу. Иисус Христос, зная, каким опасностям мы с вами подвержены, предупреждал желающих следовать за Богом:
«…но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
…» (Мк.9:7-9)
Дорогой читатель, сегодня, как и в далекие времена, Пасха может значить для тебя гораздо больше, чем просто участие в традиционных обрядах, значительно больше, чем просто получение удовольствия от вкушения произведений кулинарного искусства, больше, чем приятное времяпровождение в кругу семьи и близких друзей.Сегодня Пасха может означать для тебя, как и для древних евреев, СПАСЕНИЕ. Спасение твое и спасение близких тебе людей. Спасение от рабства и смерти. Спасение от греха, который несет разрушение, запустение и смерть. Сегодня Пасха может означать для тебя принятие Иисуса Христа Спасителем и согласие следовать за Ним в страну, где не будет несправедливости, слез, болезней, смерти, где править будет не алчный и нечестный человек, а Добрый Бог, главным принципом правления Которого является СЛУЖЕНИЕ СВОИМ ПОДДАННЫМ.
И последнее. Я знаю, что для многих людей пасхальные праздники связаны с теплыми воспоминаниями детства, благоговейными святыми чувствами, приятными переживаниями коллективного поклонения в дружеской, братской атмосфере. Мне очень жаль, что пришлось затронуть эти Ваши светлые, тонкие струны души. Правда может ранить, иногда очень больно. С трепетом в сердце пишу эти строки, думая о Вас, проникаясь Вашими переживаниями. И кому, как не Вам, переживающим сейчас эту боль, дано понять невыразимую боль в сердце Любящего Бога, глубокие, святые чувства которого так оскорбляют и топчут отвергающие Его Любовь, Его Слово, Его Жертву, Его Дар вечной жизни, Его призыв принять освобождение от греха, Его призыв быть ТОЧНЫМИ в исполнении Его установлений. Ведь в них ЗАЛОЖЕН ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ, заложен РАДИ НАШЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, УСПЕХА И ПРОЦВЕТАНИЯ. Я знаю Бога, Который побуждает меня заниматься этим трудом, побуждает писать эти строки. Он НЕ ХОЧЕТ ОТНЯТЬ У ВАС ТО, ЧТО ДОРОГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ. Если Он и призывает отказаться от чего-то, то ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДАТЬ ВЗАМЕН ГОРАЗДО ЛУЧШЕЕ!
Мое сердечное желание: установить Истину и поклоняться Живому Богу, а не мертвым человеческим традициям. Я хочу получить спасение от греха и вечную жизнь с Любящим Создателем, а для этого принимаю тот образ поклонения, который установил Он, а не тот, который установлен предками, одобряется друзьями, является всеобщей традицией и т.п.. Для этого необходимо получить у Бога нравственное мужество, поскольку далеко не все готовы изменить привычное течение жизни. Гораздо легче обвинить в ереси и раскольничестве кого-то, кто делает не так, как привыкли, чем разбираться в истине и менять свои привычки. А кому-то и выгодно, чтобы Истину сочли заблуждением… Резерфорд, стоявший у истоков ядерной физики, сказал: «Легче расщепить атом, чем человеческий предрассудок». Он был не только выдающимся физиком, но еще и великолепным знатоком человеческой психики. Уважаемый читатель, сейчас Вы увидели правду, Вы поняли истинный способ празднования Пасхи и ее значение, Вы чувствуете в своем сердце желание исполнить волю Божью, Вы слышите, как Добрый Бог приглашает Вас набраться мужества и сказать твердо «Нет!» греху и «Да!» Божьей правде. Книга Откровение, написанная специально для нас, достигших последних веков, содержит особую весть. Бог обращается к каждому человеку, живущему в нашем сложном, противоречивом мире:
«6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.
8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
»(Откр.14:6-12)
«Вечное Евангелие» (от греч. «добрая весть») – добрая весть о Любящем и прощающем грехи Боге, отдавшем свою жизнь ради спасения человечества, зовущем принять эту Любовь и жить в мире и согласии с Ним и окружающими. Вавилон используется в Библии для обозначения ложной религии и богоотступничества. Вавилон обозначает смешение. Это был очень религиозный город. Но что-то в нем смешалось. Что же? Правильное желание поклоняться Богу с неправильным способом поклонения. Люди поклонялись не так, как требует Бог, а так, как ОНИ САМИ СЧИТАЛИ правильным. И что получилось из этого? Религиозные праздники превратились в разнузданные оргии, закон Божий был выброшен из сердец и повседневной жизни, достаточно было час от часу принести для задобрения богов жертву, и можно было жить, как вздумается; в особо «торжественные» моменты приносились в жертву даже собственные дети!.. Множество храмов всевозможных богов с огромными армиями жрецов блистали пышным великолепием и неописуемой роскошью. Жрецы извлекали колоссальные прибыли из невежества простого народа. Омерзительный разврат был возведен в ранг культового действа. Разложение и деградация захлестывали общество. Так пали многие древние цивилизации: Египет, Вавилон, Ассирия, Рим… Нечто подобное мы наблюдаем и в
современном мире. Как актуально звучит призыв Бога к тем, кто имеет в своем сердце место для Него, для Его любви, для Его закона, для Его праведности (Откр.18:1-20): «ВЫЙДИ ИЗ ВАВИЛОНА, НАРОД МОЙ! НЕ УЧАСТВУЙ В ГРЕХАХ ЕГО!» Прими Иисуса Христа своим Спасителем, прими Его жертву за тебя, помажь Его кровью косяки дверей твоего сердца, питайся Словом Божиим с поспешностью и готовностью последовать за спасающей Божьей рукой, очистись от старой закваски греха, живи новой жизнью в гармонии с Создателем».
Близится решающий момент земной истории. Сбывающиеся одно за другим пророчества Слова Божьего свидетельствуют о приближении предсказанного Им грандиознейшего и торжественнейшего события, – Второго Пришествия Иисуса Христа. Теперь уже не как простого бедняка, сына плотника, а как Полновластного Хозяина Земли, для установления нового мира, для уничтожения греха огнем и для освобождения верных Ему от засилья угнетения, несправедливости, болезней, слез, печали…
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…»(Мф.11:28) – зовет нас Иисус Христос. Мы не можем устоять перед этим исполненным Любви призывом. Мы открываем свои сердца для Господа и говорим Ему: «ДА! Да, Отец наш небесный, мы хотим следовать за Тобой! Научи нас как это делать, открой нам всю Истину, укажи правильный путь и поведи по нему. Верим, что ответишь нам и сделаешь даже больше просимого, как Ты и обещал в Своем Слове!»

скачать приложение для Android

PS. Прошло пятнадцать лет с момента написания данного исследования. Я повзрослел, обогатился жизненным и духовным опытом, сегодня, в 2020 году изменилось общество, поменялись технологии и уклад жизни. Приблизилось Второе Пришествие Иисуса Христа. Все написанное осталось актуальным, но некоторые вещи переосмыслились и приобрели для меня другие смысл и значение. Позвольте дополнить этот труд небольшим разделом, чтоб не ломать стройное повествование уже написанных глав.

От внешнего к внутреннему

Этот раздел посвящен скорее христианам «со стажем», чем только начинающим знакомиться с библейскими истинами и стартующими свой путь дружбы со Христом. Меня никогда не устраивало внешнее, только формальное соблюдение обрядов и правил. Всегда хотелось понять смысл, всегда больше привлекала внутренняя работа духа, нежели простое «делай так», «так надо». Конечно, во многом нужно именно взять, и сделать, иначе грош — цена вере, которая сидит внутри кого-то, а окружающим пользы не приносит, которая не поможет в критической ситуации нуждающемуся при наличии возможности помочь. Речь не об этом. Речь о балансе между обрядовой стороной религии и ежедневной жизнью по принципам, вытекающим из моей веры, из моих отношений со Спасителем.

Прежде всего отметим, что в ветхозаветные времена с древнееврейским народом, по словам Апостола Павла, «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.» (1Кор.10:1-11). Ветхий завет — образы в наставление нам, т.е. происходившее имело целью научить, показать, наглядно представить что-то, чтобы нам, новозаветным верующим и исследователям Божьего Слова, было понятнее Божье решение проблемы греха и процесс спасения от него. Польза древних (да и современных) ритуалов и обрядов не в них самих, не в мистическом эффекте самого действия, как это мыслят язычники, а в том уроке, который человек из этого получит, в том понимании, которое вынесет, в том образе, который предстанет перед его глазами, чтобы раскрыть Божий план, Божье отношение, Его характер, Его любовь к человеку.

Далее, есть Нагорная проповедь (Мф.5-7), где Иисус переводит внимание слушателей с внешнего поведения на внутреннее состояние человека. Можно, внешне соблюдая закон или обряды, тяготиться ими в душе, можно, боясь Бога, «служить» ему и ближним, и ненавидеть Его и их… Для Бога важно состояние нашего сердца: что у нас там, почему мы так поступаем, не враждуем ли мы с собой и Ним при внешнем смирении и послушании. Как тут не вспомнить Иуду Искариота, удостоившегося быть в числе двенадцати ближайших учеников Христа, и так нелепо закончившего свою христианскую «карьеру» и саму жизнь…

Апостол Матфей посвятил также целую 23-ю главу своего Евангелия учению Иисуса о бесполезности формального религиозного подхода к вере и отношениям со Всевышним:
«24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
» (Мф.23:24-28) И завершает главу печальным описанием плачевного итога такой религии…

Апостол Павел предостерегал коринфских христиан:
» 27  Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28  Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
» (1Кор.11:27-30)

Мы видим, что для Апостола гораздо важнее внешнего принятия пасхальных символов внутренняя работа, сопровождающая этот процесс. Нужно не просто есть хлеб и пить вино, но рассуждать при этом о Теле Господнем. Без этого рассуждения внешние движения — ничто, даже более того — не спасение и оправдание, а взятие на себя вины и осуждения!

Есть хлеб и пить кровь — для меня приобрело совершенно новое значение, гораздо более широкое, чем просто вкушать символы (раз в году, раз в квартал, или когда ощутишь потребность — в разных церквах по-разному). Сердце подсказывало мне, что здесь спрятано гораздо больше смысла. Иисус не зря связывает пасхальный обряд с едой — как в Ветхом Завете, так и в Новом.

Едим мы гораздо чаще, чем участвуем в религиозных обрядах. Еда — строительный материал тела и энергия для жизнедеятельности. Исследование жизни Иисуса — строительный материал для моих мышления и мировоззрения, отражающихся неизбежно на моих поступках и характере. Для поддержания жизни необходимо принимать пищу каждый день, причем в достаточном количестве. Нужно ее переваривать и усваивать. Поэтому есть Плоть и пить Кровь Сына Божьего необходимо постоянно. Исследовать, анализировать, рассуждать, делать выводы, применять это все в своей повседневной жизни, подражая Христу.

Апостол Иоанн приводит слова Иисуса, которые могут пролить свет на Его понимание истины о Его Теле, как Хлебе, который необходимо есть:
» 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
» (Иоанна 6)

Есть выражения «пища для ума», «питание для души» и т.п. — пожалуй, нет лучшей пищи для ума и души, чем исследование жизни Иисуса и воплощение принципов, которыми Он руководствовался в земной жизни, в свою. Чтобы иметь в себе жизнь, нужно есть Плоть и пить Кровь Сына Человеческого (Иисуса Христа). Иметь в себе жизнь необходимо ежедневно, чтобы продолжать существование, а также для «Я воскрешу его в последний день». Мы делаем все возможное, чтоб есть ежедневно 2-3, а кто и 4-5 раз в день. Пьем мы тоже несколько литров жидкости в сутки. Но, есть более важные виды пищи и питья. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Что мы делаем, чтобы питать свою духовную сущность? Что мы делаем, чтобы питать свою вечную участь? К сожалению, у большинства людей эти два направления усилий несопоставимы. Знаете сами, в чью пользу… На Вечере Господней мы не едим Плоть и не пьем Кровь Спасителя, она служит только напоминанием о необходимости делать это постоянно.

И, не могу не упомянуть еще раз о ногоомовении, которого не было в ветхозаветной церемонии, но которое Иисус совершил в свою последнюю земную Пасху. И завещал ученикам делать это: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.» (Иоанна 13:14-15). Вспоминая контекст этого поступка Господа, отметим, что ученики «сражались за звание» Первого, Главного, Высшего Апостола, когда Величие Неба, Царь Царей, облачился в «рабочий халат», склонился перед каждым учеником и помыл им ноги, сделал работу слуги, приведя их в крайнее изумление и недоумение. Есть в христианских церквах хорошая традиция: готовиться к причастию, вспоминать, кого чем обидел и просить прощения, примиряться до вкушения ритуального хлеба и вина. Замечательная подготовка, только за. Но, смущает меня знаете что? Если бы мы вкушали Плоть и пили Кровь Сына Человеческого в достаточной мере, как Он желает, не было бы у нас необходимости примиряться и просить прощения, мы бы не ссорились и не причиняли друг другу боли, не доставляли проблем. Мы бы служили ближним каждое мгновение нашей жизни, а не просто мирились и мыли ноги перед причастием. Наше мышление бы повернулось на 180 градусов в сторону заботы о ближнем, а не о себе, как оно было направлено у Христа. В самых отчаянных обстоятельствах Он думал не о своих проблемах, а о людях, ради которых оставил Небесный Престол и пришел простым скромным плотником на земллю для спасения ее обитателей. Он думал о спасении людей от греха, а не о Своем комфорте. Он думал не о своей усталости и необходимости отдохнуть, исцеляя и наставляя «до последнего клиента», когда люди все несли и несли больных для исцеления, шли и шли с вопросами. Он думал о Марии, поручая заботу о ней Иоанну, превозмогая нестерпимую боль в пробитых руках и ногах, будучи пригвожденным ко кресту. Он думал о тех даже, кто распял Его, молясь Отцу «Прости их, ибо не ведают, что творят!»… «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» — не просто установление нового обряда, это — заповедь приобретать образ мышления Христа, заботиться о других каждое мгновение своей жизни, служить людям до последнего вздоха. Нам это сложно понять, потому сатана настолько исказил наше мышление, настолько заразил нас эгоизмом, что современный человек ставит с ног на голову заповедь Божью «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Думаю, вам приходилось слышать эту дьявольскую фразу «чтобы понимать, как любить ближнего, нужно СНАЧАЛА возлюбить СЕБЯ». И весь современный мир только и занят любовью к себе, а до ближнего руки так и «не доходят». Не от этого ли столько проблем в шатающемся и несущемся в пропасть современном мире? А вся Вселенная стоит доныне только потому, что служит Творцу (см. Пс.118:91), что проявляется в заботе о других.

Итак, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» Результатом этого пребывания будет жизнь, подобная жизни Иисуса — Бога, ставшего человеком, для того чтобы показать людям какой Бог, чтобы показать людям, что такое Любовь и как она может жить в человеке. Конечно, представляется нелепым «пребывание» во Христе и Его пребывание в нас только во время обряда причастия. Само слово «пребывать» подразумевает постоянство, неизменность, ежесекундное неотлучное присутствие. Настолько пропитаться Словом Божьим, настолько пустить Его в свое сердце, сделать Его принципы своими, что слиться с Ним в единое целое. И тогда «уже не я живу, но живет во мне Христос», как сказал Апостол Павел, имевший такой опыт. В своей жизни он правильно ел Плоть и пил Кровь Спасителя, и, как результат, служил этому миру всеми силами, в любых обстоятельствах, до самого конца. И смог сказать в конце: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.«(2-е Тимофею 4:7-8)

Брошюрка доступна как приложение Android в Google Play Market

Расскажи друзьям:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Twitter
  • В закладки Google
  • LiveJournal
  • MySpace
  • Яндекс.Закладки
  • Мой Мир
  • LinkedIn

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *